Моя планета

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Моя планета»

 

Направленность

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, нравственно-эстетических и научно-практических норм отношения к природе на основе приобретенных базовых знаний в области экологии.

Задачи:

  1. 1.формировать основы экологических знаний, знаний о природных явлениях и объектах окружающей среды;
  2. 2.развивать  познавательную активность, наблюдательность, творческие способности, мышление, память, способность к сотрудничеству,  навыков проектной и исследовательской деятельности;
  3. 3.воспитывать навыки бережного отношения к природе.

Отличительные особенности

 

программы состоит в изучении вопросов экологически целесообразной деятельности, позволяющей наиболее эффективно использовать природные условия и ресурсы, проведении практических работ, при которых вырабатываются умения и навыки, позволяющие внести реальный вклад в сбережение природы Красноярского края.  

Краткое описание программы

 

Известно, что обучающимся младшего школьного возраста свойственна особая любопытность, желание узнать и изучить окружающий мир, и, прежде всего мир природы, поэтому программы естественнонаучной направленности были и остаются актуальными. Кроме того, важно показать взаимосвязи, свойственные живой и неживой природе, возможность влияния человека на события в мире природы и,  таким образом, развивать логику мышления.

По мнению составителя программы,  современному  образованию нужны два подхода восприятия действительности: один - через научные факты, знаковую систему, другой – через чувства, эмоции, художественные образы.   Такой интегрированный подход будет способствовать становлению гармонично развитой личности ребенка, он  особенно актуален для системы экологического воспитания.            

Возраст детей

 

8  - 11 лет

Сроки реализации

 

2 года

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый, коллективные, групповые, работы в парах и индивидуальные занятия.

Из методов обучения предпочтение будет отдаваться тем, которые носят развивающий характер: беседа, решение ситуационных задач и кроссвордов, наблюдение  за живыми объектами, развивающие игры, экскурсия, составление опорных конспектов, ролевое инсценирование, выполнение проектных, исследовательских и творческих работ.

Программа реализуется через клубную форму работы (клуб «Юннатик»).

Режим занятий: в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 настоящая программа предполагает занятия 1 раза в неделю по 2 часа (2 часа в неделю). Продолжительность занятий 45 минут по 2 занятия, между учебными часами перерыв по 15 минут. Численность группы 10 – 8 человек.

Ожидаемые результаты

 

1 год обучения

направлено на овладение основами экологических знаний, знаний о природных явлениях и объектах окружающей среды, включение детей в проведение простых опытов, наблюдений, эспериментов в лабораторных и природных условиях, разработку экологических проектов, формирование умений работы с информационными источниками. Биологическое и экологическое наполнение  программы представлено отдельными блоками, элементами «Экологической мозаики», которые не жестко связаны между собой. Эта особенность программы позволяет новому  ребёнку, проявляющему интерес и имеющему базовые знания в области природоведения, характерные для своего возраста, вступать в объединение  в любое время.

 

2 год обучения

предметное содержание программы  постепенно усложняется.  Программа рассматривает проблемы экологии и охраны природы более углубленно. Необходимо отметить, что при реализации программы второго года обучения будут использоваться проектные и исследовательские методы, что позволит школьникам в дальнейшем продолжить обучение в других объединениях естественнонаучной направленности.

Формы подведения итогов реализации

 

Тестирование, викторины, самостоятельные работы, выполнение и защита исследовательских проектов, наблюдение, представление работ, творческие работы обучающихся, ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.

Перечень реализуемых общеобразовательных программ

№ п/п

Название дополнительной образовательной программы

Тип программы

Уровень реализации

Направленность программы

Разработчик программы

Возраст учащихся

Период обучения по программе

Детское объединение, в котором реализуется ДОП

1.

«Экологическая азбука

Модифицированная

Дошкольного образования

Эколого-биологическая

Кононова О. С.

5 – 7 лет

1 год

Клуб «Юннатик»

2.

«Исследователи природы»

Модифицированная

Начального общего образования

Эколого-биологическая

Матвеенко А. В.

8 – 11 лет

2 года

Клуб «Планета», клуб «Юннатик», клуб «Улыбка», клуб «Миллион друзей»

3.

«Основы флористического дизайна»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Капустина – Богданова Ю. А.

9 – 12 лет

1 год

Студия «Лотос»

4.

«Мой мир»

Модифицированная

Начального общего образования

Эколого-биологическая

Солодухина С. Н.

8 – 11 лет

2 года

Кружок «Мой мир»

5.

«Декоративное цветоводство»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Машковская Л. П.

10 – 14 лет

2 года

Клуб «Улыбка»

6.

«Лаборатория водных экосистем»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Романова С. П.

10 – 14 лет

1 год

Клуб «Юннатик»

7.

«Экологический мониторинг»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Солодухина С. Н.

11 – 17 лет

3 года

ЭХЛ «ЮнЭк»

8.

«Этология животных»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Дурова А. Н.

10 – 14 лет

1 год

Клуб «Миллион друзей»

9.

«Эколого – социальное и ландшафтное проектирование»

Модифицированная

Основного общего образования

Эколого-биологическая

Кононова О. С.

10 – 15 лет

2 года

Клуб «Улыбка»

10.

«Флористический дизайн»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Капустина – Богданова Ю. А.

13 – 17 лет

2 года

Студия «Лотос»

11.

«Ландшафтный дизайн и декоративное цветоводство»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Романова С. П.

15 – 17 лет

1 год

Студия «Мое пространство», студия «Лотос»

12.

«Ландшафтный дизайн»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Романова С. П.

15 – 17 лет

1 год

Студия «Мое пространство»

13.

«Школа лесной экологии»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Кононова О. С.

14 – 17 лет

1 год

Клуб «Юннатик», клуб «Планета», клуб «Миллион друзей»

14.

«Эколого – биологические исследования»

Модифицированная

Среднего общего образования

Эколого-биологическая

Матвеенко А. В.

13 – 17 лет

1 год

Клуб «Планета», ЭХЛ «ЮнЭк»

 

 

 

 

Этология животных

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Этология животных»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование основ познавательных и коммуникативных способностей детей среднего школьного возраста посредством включения их в проектную и учебно-исследовательскую деятельность по этологии животных.

 

Задачи:

формировать основы знаний по этологии животных;

формировать основы проектных и учебно-исследовательских умений и навыков через включение детей в природоохранную и исследовательскую деятельность;

развивать познавательные интересы, творческие и коммуникативные способности детей;

формировать у детей ответственное отношение к природе

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по экологии, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на формирование обучающимися проектных и исследовательских умений и навыков, формирование знаний по этологии животных. Именно общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный подход в  формировании ответственного отношения к природе в целом.

Краткое описание программы

 

Содержание программы дает ребенку основные фактические знания по особенностям биологии различных видов животных. Особое внимание обращается на поведенческие особенности животных, подчеркиваются сходные черты биологии и поведения человека и животных. Основное место отводится непосредственному контакту ребенка с животным. Обязательное ежедневное ведение индивидуальных дневников наблюдений развивает наблюдательность, умение формулировать свои мысли, анализировать поведение животного и результаты своих действий. Серьезное и ответственное отношение к животному становится нормой поведения.

Общение с животными в этом возрасте играет важную роль в поддержании у ребенка душевного спокойствия. В общении с животными он чувствует себя необходимым, самостоятельным, компетентным. Животное выступает в роли друга, советчика, партнера по деятельности и в то же время – младшего, опекаемого, нуждающегося в защите. Кроме того, нетерпимость и агрессивность детей значительно смягчаются, благодаря многократному упражнению в эмпатии по отношению к животным. Действительно, человек, который может представить себя на месте ежика или паучка, с большим пониманием отнесется к переживаниям представителя этого вида.

Познавательная, природоохранная, эколого-просветительская, исследовательская деятельность дают возможность испытать свои силы и в организаторской, и в педагогической деятельности (экскурсовод), и в научной среде.

Возраст детей

 

10-14 лет

 

Сроки реализации

 

1 год

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый

Формы  занятий: в программе предусмотрены формы и содержание занятий, соответствующие среднему школьному возрасту.

Структура отдельного занятия включает теоретическую и практическую части, заполнение дневников наблюдений, исследовательскую  и проектную работу.

Учащимся предоставляется специальное время для самостоятельной исследовательской работы, а также методический материал для проведения наблюдений, опытов и статистической обработки результатов. В зависимости от способностей, заинтересованности ребенка, он может оформить результат своей работы в виде отчета, реферата, собственного научного исследования или литературного творчества.

Режим занятий. В соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 настоящая программа предполагает занятия 2 раза в неделю по 2 часа

Ожидаемые результаты

 

Обучающиеся владеют основами знаний в области этологии животных (имеют систему экологических представлений о многообразии животного мира; владеют понятиями: классификация, царство, семейство, род, вид; знают о биологических особенностях разных видов животных, их поведении на разных этапах развития).

Обучающиеся могут организовать и проводить наблюдения за животными, фиксировать их результаты, умеют определять состояние животных по их поведению.

Обучающиеся владеют основами исследовательской деятельности, знают основные этапы, структуру исследовательской работы, умеют проводить исследования под руководством педагога, умеют составлять план исследования, работать с научно-популярной литературой и другими источниками информации, оформлять работу и представлять ее на конференциях разного уровня.

Обучающиеся владеют основами проектной деятельности, умеют разрабатывать и реализовывать проекты по природоохранной деятельности, умеют работать в группах, доносить информацию до других людей, владеют правилами взаимодействия с природой.

Формы подведения итогов реализации

 

Проверочная практическая работа, тестирование, наблюдение, ведение дневника наблюдений.

Защита учебно-исследовательских работ и проектов на научно-практических конференциях и конкурсах  разного уровня.

Разработка, защита и реализация природоохранных проектов.

Наблюдение, анкетирование, тестирование, участие детей в природоохранных мероприятиях разного уровня.

ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.