Эколого-социальное и ландшафтное проектирование

Наименование дополнительной образовательной программы

«Эколого – социальное и ландшафтное проектирование»

 

Направленность дополнительной образовательной программы

Эколого - биологическая

Цель и задачи

 

Цель: обучение школьников основам природоохранной и эколого-просветительской деятельности средствами эколого-социального и ландшафтного проектирования на материале окружающей среды г. Дивногорска и Красноярского края.

 

Задачи:

  1. 1)обучать детей основам социальной экологии и ландшафтного дизайна, проектной деятельности и природосообразного поведения;
  2. 2)развивать у детей ощущение, восприятие, произвольные внимание и память, мышление, воображение и связную речь; обогащать эмоциональный мир детей;
  3. 3)формировать у детей позитивную настроенность по отношению к окружающему миру, ответственность и трудолюбие, активную гражданскую позицию.

Отличительные особенности

 

Отличительная особенность программы состоит в том, что все обучающиеся вначале овладевают основами проектной деятельности, знакомятся с особенностями эколого - социального и ландшафтного проектирования, а затем выбирают  тему и тип будущего собственного проекта, углублённо изучают необходимые для этого области знания (например, экологическая  журналистика – для создания эколого-социального проекта школьной газеты; ландшафтный дизайн, ботаника и декоративное растениеводство – для создания ландшафтного проекта). Наличие двух вариативных направлений проектной деятельности в одной программе позволяет с её помощью удовлетворять образовательные потребности подростков с различным уровнем психофизического развития, разными жизненными принципами и т. д. Приоритет проектной деятельности педагога и обучающихся при реализации данной программы обусловливает её практический характер. Каждый проект предполагает исследование объекта преобразования, поэтому школьники учатся и приёмам работы с разными видами и источниками информации.

Краткое описание программы

 

Обучаясь по данной программе, подросток приобретает опыт совершенствования, а не кардинального изменения окружающей его среды, как собственными силами, так и в сотрудничестве с другими людьми, разделяющими его цели (при этом он учится и способам поиска таких людей, убеждения окружающих в целесообразности своей деятельности); школьник учится мыслить и действовать как созидатель, а не как разрушитель, достигать своих целей, не нарушая при этом прав и свобод окружающих, что необходимо для его будущей успешной профессиональной и др. деятельности в современных условиях.

Настоящая программа основана на педагогических идеях А. С. Макаренко и В. Н. Сороки-Россинского, высоко оценивавших воспитательный потенциал деятельности по благоустройству территории образовательного учреждения, а также сотрудничества различных образовательных учреждений, организаций и предприятий в деле совершенствования окружающей среды.

Возраст детей

 

10 -15 лет

 

Сроки реализации

 

2 года

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: наглядный, словесный, практический, частично – поисковый, проблемный

 

Формы  занятий: семинаров, экскурсий, круглых столов, практических и лабораторных работ, олимпиад и др.; используется групповая и индивидуальная работа.

 

Режим занятий: согласно СанПиН 2. 4. 4. 1251 – 03 – занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут по 2 занятия с перерывом в течение 15 минут;

Ожидаемые результаты

 

Знание обучающимися основных источников информации (периодических изданий и т. п.) для осуществления эколого-социального или ландшафтного проектирования, умение описывать их в своих работах (проектах)

Овладение обучающимися навыками обработки наглядной и словесной информации (ведения дневников наблюдений, составления различных конспектов, схем, записи интервью)

Дальнейшее овладение обучающимися навыками эколого-социального или ландшафтного проектирования. Умение учащихся представлять результаты своей работы публично, самостоятельно анализировать их.

Развитие у обучающихся ощущения, восприятия, памяти, мышления и др. высших психических процессов.

Формирование у обучающихся позитивной настроенности по отношению к окружающему миру, активной гражданской позиции.

Формы подведения итогов реализации

 

Письменная проверочная работа в форме олимпиады. Создание коллективных эколого-социальных/ ландшафтных проектов на материале г. Дивногорска.

Создание и реализация коллективных эколого-социальных/ ландшафтных проектов на материале г. Дивногорска.

Представление созданных эколого-социальных/ландшафтных проектов на различных конкурсах, конференциях, фестивалях – учрежденческих, муниципальных, краевых.

Представление созданных эколого-социальных/ландшафтных проектов на различных конкурсах, конференциях, фестивалях – учрежденческих, муниципальных, краевых.

Отзывы родителей, классных руководителей, воспитателей и др. педагогов об изменениях в поведении обучающихся за пределами ДЭБС.

Ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.