Лаборатория водных экосистем

Наименование дополнительной образовательной программы

«Лаборатория водных экосистем»

 

Направленность дополнительной образовательной программы

Эколого - биологическая

Цель и задачи

 

Цель: формирование основ познавательных и коммуникативных способностей детей среднего школьного возраста посредством включения их в проектную и учебно-исследовательскую деятельность по формированию личности, обладающей экологическим мировоззрением.

Задачи:

- знакомить детей с обитателями уголка природы, формировать навыки ухода за ними;

- расширить представления о многообразии, особенностях жизни, биологии растительного и животного мира водных экосистем;

- формировать качества личности, способствующие адаптации учащихся в социуме, развивать познавательные интересы, творческие и коммуникативные способности детей;

- формировать основы проектных и учебно-исследовательских умений и навыков через включение детей в природоохранную и исследовательскую деятельность;

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по экологии, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на формирование обучающимися проектных и исследовательских умений и навыков, формирование базовых знаний по организации и реализации  творческих проектов и исследований водных экосистем, на изучение многообразия животных, ведущих водный образ жизни, охрану и уход за ними.

Краткое описание программы

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по экологии о животных, обитающих в водных экосистемах. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на получение обучающимися исследовательских и проектных знаний, умений и навыков и углубление знаний о животных водных экосистем. У детей формируется интерес к природе, ее тайнам и разнообразию, повышается стремление глубже узнать окружающий мир. Основная идея программы – приобщение учащихся к разнообразным видам практической деятельности, связанной с изучением окружающего мира на примере водных экосистем, формирование у них чувства успеха, уверенности в себе, развитие способностей к творческому поиску, созиданию.

Возраст детей

 

10  - 14 лет

Сроки реализации

 

2 года

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый

Формы  занятий: в программе предусмотрены формы и содержание занятий, соответствующие среднему школьному возрасту.

Структура отдельного занятия включает теоретическую и практическую части, заполнение дневников наблюдений, исследовательскую  и проектную работу.

Теоретическая часть занятия может быть представлена беседой или рассказом с демонстрацией животных и их зарисовкой с натуры, а также могут проводиться в виде игры, лекции, экскурсии, просмотра видеофильмов, круглого стола, конференции, защиты исследовательских работ.

Практические занятия могут быть  в виде лабораторной или практической работы,  где проводится наблюдение за внешним видом, повадками, развитием и размножением животных, а также ведение дневников наблюдения за поведением животного.

Учащимся предоставляется специальное время для самостоятельной исследовательской работы, а также методический материал для проведения наблюдений, опытов и научной обработки результатов. В зависимости от способностей, заинтересованности ребенка, он может оформить результат своей работы в виде отчета, реферата, собственного научного исследования или литературного творчества.

Режим занятий: в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 настоящая программа предполагает занятия 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю). Продолжительность занятий 45 минут по 2 занятия, между учебными часами перерыв по 15 минут. Численность группы 10 человек.

Ожидаемые результаты

 

Показывают основные знания об объектах окружающей среды, имеют представления об экологических проблемах и экологических факторах и их влиянии на жизнедеятельность организмов.

Создают проекты водных экосистем, используя имеющиеся знания, работают с научной и научно-популярной литературой, формируя умения: анализировать, обобщать, выделять главное.

Обучающиеся умеют работать в паре, группах, выступать в разных ролях, представлять результаты своей работы публично.

Формируются умеренные, разумные  потребности, чувство бережливости в использовании природных ресурсов, грамотное отношение к природе.

Формы подведения итогов реализации

 

Тестирование, олимпиады, самостоятельные работы, выполнение и защита исследовательских проектов, наблюдение, представление работ, творческие работы обучающихся, ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.